Кафедра Нормальной Анатомии Военно-Медицинской академии

Вторник, 18.12.2018, 22:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Блог | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Февраль » 2 » Пресса о выставке (Деловой Петербург)
13:15
Пресса о выставке (Деловой Петербург)
В полутемный выставочный зал проходят родители с десятилетним сыном. Перед ними – труп, забальзамированный труп человека. На его основе показано, как мышцы прикрепляются к костям. Губы у него выпячены, а глаза будто бы живые. Тело не находится в жидкости, поэтому все можно рассмотреть в подробностях. Рядом лежат кости: целые и сломанные, скрепленные специальными пластинами и неправильно сросшиеся.
А теперь угадайте: кто кого сюда привел? Думаете, родители – сына. А вот и нет. Это ребенок после школьной экскурсии решил сводить и родителей на выставку «Тело человека: мертвые учат живых».
Когда появились первые объявления о начале выставки, многие предполагали, что там будет либо эпатаж, либо «расчлененка» (что порой означает одно и то же). Похожая выставка в Германии, например, включала в себя сношающиеся трупы. Признаться, мы готовились к тому, что будет огромное поле для критики. Не случилось.
К этому дню на выставке организованной Военно-Медицинской Академией, побывал почти весь «Первый Мед», учителя толпами водили детей, дети – родителей, женщины – мужчин, а художники часами просиживали в залах, следуя заветам великих классиков Микеланджело и Леонардо да Винчи, изучавших человеческое тело на трупах.
«На настоящий момент здесь побывало более 30000 человек» - говорит PR-специалист выставки Полина Беляева. Огромной очереди, конечно, не наблюдается, но экскурсию проводит сразу несколько человек одновременно, а есть и те, кто решается посмотреть на цирроз печени и желчный камень самостоятельно.
Одна книга отзывов уже кончилась, в самом начале новой – запись: «Давно не был в анатомичке. Большое спасибо. Александр Розенбаум». И знаменитый музыкант – далеко не единственная знаменитость, посетившая выставку. Сюда приезжали художники, деятели культуры, продюсеры и актеры. И будут еще.
В какой-то мере это сродни нашим детским взаимоотношениям с игрушками. Как бы мы не любили машинку, мы ее все равно разберем, чтобы понять ее устройство. Повзрослев, мы начинаем разбираться в еще более тонких материях вроде человеческих отношений. Одно остается для нас недоступным. Мы не имеем возможности разобрать по кусочкам самих себя. На помощь в разное время к нам приходят учителя биологии или соответствующие музеи.
Но ни тот, ни другой варианты полноты картины не создают: в первом случае, потому что учителю приходится пользоваться искусственными пособиями, а то и хуже – рисовать наше внутреннее содержание на доске. Во втором случае те же проблемы: часто есть искусственные схемы, в лучшем случае – заспиртованные органы. И все это выглядит крайне нереалистично.
Петербургские ученые придумали, как можно подсмотреть за нами самими. Способ этот называется «полимерное бальзамирование»: труп или отдельный орган покрывают специальным раствором, который заменяет жидкости внутри тела. От этого органы иногда напоминают пригодные в пищу куски мяса, но все равно выглядят крайне реалистично.
В этом им помогли их коллеги. Одни в свое время завещали свое тело науке. Другие смогли все это привести в достойный вид. Все это великолепие долгое время хранилось в недоступном для обычных людей музее Военно-медицинской академии. Наконец, к 200-летию знаменитого врача А. Пирогова разрешение было получено. Выставка будет работать до конца апреля и, вполне вероятно, будет функционировать и дальше.
«За все время работы выставки не было тех, кто был возмущен ее содержанием» - говорит мне Владимир (администратор, один из организаторов). Зато, по его словам, есть те, кто с первого раза не может выдержать экскурсии. Вместе с тем, люди проявляют завидное упорство в самопознании. «Была женщина, которая сначала упала в обморок в самом начале, потом дошла только до середины, и только на третий раз дошла до конца и сказала нам «Спасибо» - рассказывает мне Владимир.
Проблема, по его словам, в том, что люди все больше боятся вида собственной крови, современный человек к этому не приучен. «Вспомните теракт в Домодедово» - говорит он -, «многие падали в обморок от увиденного, а потом врачи не знали, к кому сперва бежать: к тому, кто весь в крови или лежащему с ним рядом побледневшему человеку».
И все же не в стремлении перебороть страх крови кроется основная причина популярности выставки. Нет ее и в стремлении познать самого себя. Как мне рассказывает Полина Беляева, сюда, в первую очередь, идут люди, которые хотят узнать все про свои проблемы, болезни. «Мы ходим к врачу, чтобы объяснить наши болезни, он рисует что-то непонятное, и мы не имеем представления о том, что же конкретно у нас болит. Здесь же мы можем все узнать досконально». Более того, некоторые врачи сами посылают своих пациентов, чтобы они на наглядном примере увидели, что с ними не так. Выставка напоминает некоего коллективного врача, который выслушает, покажет и проконсультирует. Естественно, не без помощи экскурсоводов, некоторые из которых являются одновременно и авторами экспонатов.
Что интересно, выставка не «заточена» под пропаганду здорового образа жизни. То есть она, конечно, есть, но это было далеко не первостепенной целью. Это понимаешь, когда подходишь к стенду с легкими курильщика. То же и с алкоголизмом. Печень с циррозом есть, но, как объясняет Владимир, эта болезнь может зародиться не только у алкоголика. Да и в самой аннотации к пораженному органу о вреде алкоголя – ни слова.
А для тех, кто не может или не хочет бросить есть спасительная рекомендация сначала на самом стенде, а потом и из уст экскурсовода. Посетителю не навязывают прописные истины, ему предоставляют право выбора. В этом есть немного от докторского цинизма, но, в то же время, это порой намного более действенно, нежели любая пропаганда. Человек не может протестовать против чего-то навязанного и это дает ему намного больше и времени, и возможностей, чтобы задуматься по-настоящему.
Доказательством этому служат отзывы в той же книге. Как говорит Владимир, те, кто «балуются» сигаретами, часто отказываются от курения, увидев заполненные смолой легкие.
И все же на выставке есть комната, которая не просто удивляет, но и надолго шокирует. Это комната с заспиртованными «уродцами». С одной стороны, такое уже приходилось видеть многим посетителям Кунсткамеры, но даже и искушенный посетитель будет поражен: несколько нерожденных младенцев, у которых так и не развился мозг, выпучились глаза, и пошла опухоль на всю кожу, не родившиеся дети с «заячьей губой» и многое другое. Это место, по словам Полины Беляевой, специально заслонено от остальных занавеской, так как среди посетителей очень много девушек и женщин 20 – 30 лет, которым предстоит заводить детей, и этот зал их может очень сильно напугать.
Зато не пугает он детей. Рядом с нерожденным поросенком-циклопом и котенком с «заячьей губой» (оставлены здесь, чтобы показать схожесть организмов человека и животных) стоит мальчик лет семи и чуть не плачет от жалости к животным. Стоящая рядом с ним мама все удивляется тому, что ее сын жалеет животных, но не испытывает жалости к себе подобным. Потом, ребенок, выходя из зала, попросит маму сводить его сюда еще раз. Но не из жалости к животным, а из-за того, что он не успел чего-то рассмотреть. Для него эта огромная игрушка пока не разобрана до конца и можно быть уверенным, что он придет сюда еще раз.
Категория: Мнения о выставке | Просмотров: 183 | Добавил: Esabelle | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Календарь

«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Архив записей

Диалог

200

Друзья сайта

  • Группа ВКонтакте кафедры Нормальной анатомии
  • Иван Васильевич Гайворонский
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск